Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 53 человека

Дефектолог советует

Дата: 27 сентября 2018 в 22:15, Обновлено 12 ноября 2018 в 20:54

«… как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребёнок» 

  В.А.Сухомлинский

        Сегодня  во многих  учреждениях дошкольного образования функционируют специальные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, пункты коррекционно-педагогической помощи, группы интегрированного обучения и воспитания для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Так и в нашем дошкольном учреждении функционирует  специальная группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 

      Целью работы специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи является оказание комплексной  коррекционно-педагогической помощи воспитанникам, которые испытывают стойкие трудности в усвоении содержания образовательной программы дошкольного образования в возрасте от 3 до 6 лет, зачисленные с согласия законных представителей после прохождения психолого-медико-педагогической комиссии. Наряду с воспитателем в группе работает учитель – дефектолог.

Довольно часто мне  задают вопрос, в чём заключается работа учителя - дефектолога? Ведь  логопед ставит звуки, это понятно. Психолог  оказывает психологическую помощь. А дефектолог? 

Значит, настало время познакомиться.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология (от лат.defektus- недостаток) – наука изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектолог – специалист, который работает с такими детьми.

Основной целью деятельности дефектолога является обеспечение комплекса мероприятий по коррекции нарушений развития детей.

Какие же функции выполняет учитель-дефектолог в нашем учреждении образования? 

 Учитель – дефектолог проводит обследование особенностей речевого, познавательного и социального развития воспитанников. Диагностическое направление работы также включает в себя: систематическое наблюдение за динамикой речевого и познавательного развития, проверку выбранных методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

 Оказывает коррекционно-педагогическую помощь воспитанникам по исправлению нарушений устной речи. Коррекционные занятия учителя – дефектолога  направлены на: коррекцию звукопроизношения, фонетико - фонематического недоразвития речи; формирование  лексико – грамматических категорий  и развитие связной речи; развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.

 Повышает познавательную активность детей, развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, память, восприятие.

 И что важно,  деятельность учителя - дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности воспитанников и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста

 Оказывает консультативную, информационно-методическую помощь педагогам, законным представителям воспитанников.  

Совместная коррекционная работа в специальной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи предусматривает решение следующих задач:

 учитель – дефектолог формирует первичные речевые навыки у детей

 воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки у детей

Основные виды организации совместной деятельности учителя – дефектолога и воспитателя:

 совместное изучение содержания программы воспитания и обучения для детей с тяжелыми нарушениями речи и составление совместного плана работы;

 совместное планирование занятий воспитателя обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей;

 обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и вовремя нерегламентированной деятельности;

 совместная подготовка ко всем детским праздникам ( учитель – дефектолог подбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его)

 разработка общих рекомендаций для родителей.

      Дорогие родители, учитель - дефектолог специальной группы для детей с ТНР может сделать очень много для Вашего ребёнка, главное вовремя обратиться к специалисту.  Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка Вашего ребёнка!

Учитель – дефектолог специальной группы для детей с ТНР: Студнева М.А.

Специальная группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи

(разновозрастная: средний возраст 4-5 лет, старший возраст 5-6 лет)

 Режим работы группы -  10,5 часов (с 7.00 - до 17.30 ежедневно; суббота, воскресенье -  выходной)

В 2018/2019 учебном году в группе работают:

 учитель-дефектолог: Студнева Марина Алексеевна

график работы : понедельник-пятница 8.00-12.00

 воспитатели дошкольного образования: Каминская Наталья Георгиевна

график работы :     1 смена  - 7.00 – 12.17

2 смена -12.17 - 17.30

 помощник воспитателя: Черепнева Светлана Михайловна

         график работы: 8.00 - 16.30

В специальную группу для детей с тяжелыми нарушениями речи  (далее ТНР) зачисляются воспитанники на основании:

 заявления законного представителя воспитанника;

 заключения Могилевского государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

 В специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи  реализуется программа специального образования «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» (Авторы-составители: Кислякова Ю.Н, Мороз Л.Н.)

Наполняемость группы – 12 воспитанников, определяется в соответствии с пунктами 10–14 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

 Организация образовательного процесса в специальной группе носит коррекционную направленность, с учетом структуры нарушений и возраста воспитанников.

Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом санитарных норм, правил и гигиенических требований.

Проведение занятий осуществляется как в подгрупповой форме так и в индивидуальной форме.

Учитель-дефектолог проводит следующие виды занятий:

 занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи, занятия по формированию произносительной стороны речи;

 занятия по обучению грамоте (в старшей группе).

В зависимости от периода обучения количество занятий меняется.

В процессе занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи осуществляется:

 развитие понимания речи;

 уточнение и обогащение словарного запаса;

 формирование практических навыков словоизменения и словообразования;

 построения различных типов предложений;

 обучение самостоятельному высказыванию (пересказу, составлению рассказов по демонстрируемому действию, по сюжетной картине)

В процессе занятий по формированию произносительной стороны речи

 осуществляется развитие фонематического слуха,

 формирование правильного произношения звуков;

 закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;

 подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.

В процессе занятий по обучению грамоте решаются задачи: 

 совершенствования фонематического восприятия,

 уточнения и закрепления правильного произношения звуков;

 развития навыков звукового анализа и синтеза.

Воспитатель дошкольного образования решает следующие коррекционно-развивающие задачи:

- коррекция особенностей развития сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, обусловленных речевым нарушением;

- актуализация и закрепление речевых навыков, социально-бытового опыта на занятиях и в свободной деятельности.

Учитель-дефектолог работает в преемственности с воспитателем, педагогом – психологом, музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания и другими специалистами дошкольного учреждения.

Дорогие родители, будем рады встрече с Вами!


Памятка родителям
о значимости домашних занятий

1.Для закрепления результатов логопедической работы воспитанники нуждаются в систематических домашних занятиях.

2. Время занятий (10-15 минут) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению материала.

3. Необходимо определить,  кто именно из взрослого окружения ребёнка будет с ним заниматься по заданиям учителя – дефектолога; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребёнку.

4.При получении задания внимательно ознакомьтесь с  его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с учителем – дефектологом или воспитателем.

5.Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Подумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребёнком.

6. Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему вовремя занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи ребенка, хвалить его за достигнутые результаты.
Желаем Вам успехов в занятиях, радости в общении! 
Учитель – дефектолог специальной группы для детей с ТНР: Студнева М.А.

Использование элементов логоритмики в работе учителя – дефектолога специальной группы для детей с ТНР

«Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними»

Г.А.Волкова

Речь детей развивается лучше при условии высокой двигательной активности ребенка. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Логоритмика (логопедическая ритмика) – это игры и упражнения, направленные на разучивание движений под определённые стихи или музыку. Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.

Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические игры и упражнения позволяют решать разнообразные задачи:

  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие пространственной организации движений;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики;
  • развитие физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование артикуляционной базы звуков;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое
  • развитие коммуникативных качеств.

Для более успешного развития речи воспитанников специальной группы  в своей работе я использую элементы логопедической ритмики. С помощью элементов логопедической ритмики можно в доступной и интересной для дошкольников форме развить у детей общие речевые навыки, такие как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность. В ходе музыкально-дидактических игр отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Каждое занятие с использованием элементов логоритмики представляет собой тематическую и игровую целостность, составляется с опорой на лексические темы. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков воспитанников.

В организации логоритмической работы задействованы все специалисты :

Так,  учитель-дефектолог Студнева М.А – задает лексическую тему, подбирает речевой материал; музыкальный руководитель Иванова Н.И – подбирает музыку, музыкально – дидактические  игры, упражнения, танцы, песни; воспитатель Каминская Н.Г – проводит подготовительную работу по заданию логопеда: разучивает пальчиковую и артикуляционную гимнастику, игры «речь – движение», чистоговорки. 

При включении элементов логопедической ритмики в учебно-образовательный  процесс мы весело и интересно проводим занятие  с воспитанниками, а польза и результаты не заставят долго себя ждать.

Учитель – дефектолог специальной группы для детей с ТНР: Студнева М.А.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.